Версальский музей



С не меньшей заботливостью относится Луи Филипп к увековечиванию своего царствования; Эжен Девериа пишет «Клятву Луи Филиппа в палате депутатов» (Салон, 1831); в дальнейшем не пропускаются даже малозначительные эпизоды путешествий и встреч коронованных особ, дающие повод для помпезных композиций.

Версальский музей быстрыми темпами заполняется громадными полотнами, общий уровень которых весьма посредствен. Леон Розенталь справедливо замечает: «Орас Берне интерпретирует в своей сухой и тонкой манере великие битвы империи и рассказывает анекдоты там, где Гро и даже Жерар увидели бы эпопею»; заметим, однако, что Орас Берне все же живописец ловкий, умеющий «горячо» подать сюжет; он далеко не самый слабый из привлеченных живописцев.

Многочисленные эпигоны давидовской школы, порывая с традициями, отходят на время от греков и римлян и берутся за прославление эпизодов современной истории.

В целом, повторяем, это продукция невысокого качества; художникам недостает самостоятельности в решении темы, их концепции мелочны, они ухватывают лишь внешнюю сторону событий. От бездушных протоколов, от пышных сценических построений они переходят к театрализованной приподнятости, будучи не в силах создать обобщающий образ эпохи, раскрыть глубину ее драматических коллизий. Буржуазная современность не могла уже питать художников вдохновением, побуждающим увековечивать ее «дела»; эти дела могли вдохновить лишь на едкую критику или анекдот.


<<< Задача показа далекого исторического прошлого

Философы просвещения >>>

<<<Оглавление>>>