Творчество Делакруа, как творчество любого крупного мастера



В этой неудовлетворенности художника окружающей действительностью, в этом уходе в далекое прошлое, к любимым поэтическим образам, к далеким экзотическим мирам, в пламенном горении его субъективного гения появляются черты, рисующие Делакруаромантика. Делакруа - наиболее яркая фигура французского романтизма, глава романтической школы - роль, от которой художник охотно открещивался. Было бы, однако, ошибочно пытаться насильственно вместить его столь напряженное, столь полное исканиями и замыслами творчество в рамки лишь романтического направления. Творчество Делакруа, как творчество любого крупного мастера, шире условных историко-художественных граней, оно не покрывается полностью понятием романтизма, оно перерастает его. В самом деле, разве не присутствуют, в особенности в раннем периоде, в его творчестве плодотворные реалистические тенденции? Разве не насыщено оно - это особенно сказывается в его поздних крупных работах - духом рационализма, чисто научным пафосом, столь, казалось бы, враждебными мятущейся природе романтизма? Разве, наконец, во многих монументальных циклах Делакруа не ясно его стремление к гармоничному, уравновешенному образу, разве не ясно наличие у художника глубокого проникновения в сущность искусства итальянских классиков Ренессанса, показывающее нам, что Делакруа был к ним бесконечно ближе, чем его надменные, застывшие в бесплодном эпигонстве хулители и противники из «классического лагеря»


<<< Западноевропейское искусство. Французская историческая живопись XIX века И. Делакруа

Громадное воздействие >>>

<<<Оглавление>>>