Картина человеческого бедствия



Здесь нет центрального эпизода, здесь нет выпячивания на первый план фигур полководцев, ясно стремление художника построить картину, как сочетание целого ряда драматических сцен, стремление передать напряженность, «многоликость» битвы, где в яростном борении скрестились тысячи усилий. Широко переданный пейзаж с горой Табор усиливает эпический замысел художника.

В «Эйлау» Гро впервые вкладывает в батальную живопись новое содержание. Не сцену схватки избирает он, а тягостные часы после кровопролитного боя. Вынужденный в силу условий заказа изобразить Наполеона и его маршалов, художник, тем не менее, выдвигает на первый план фигуры раненых, трупы убитых и замерзающих солдат. Вместо парадных баталий Гро развертывает картину человеческого бедствия. В его подходе к теме слышится нота гуманизма, сочувствия к страданию, та нота, которая прозвучит в «Плоте «Медузы» Жерико, в «Резне на Хиосе» Делакруа, которая будет услышана Буассаром де Буаденье и Шарле, посвятившими свои картины уже не изображению побед Наполеона, а повести о неслыханных бедствиях его армии.

От «Эйлау» Гро прямой путь к «Эпизоду из отступления из России» Буаденье - одному из шедевров французского реализма, к сожалению, недостаточно у нас известному. Снова перед нами бескрайние равнины, снежные сугробы, хмурое небо зимы. На первом плане, прямо перед зрителем, занимая всю поверхность полотна, - трупы лошадей и замерзших солдат наполеоновской армии.


<<< Еще одна черта искусства

Отступлении из России >>>

<<<Оглавление>>>