Здесь нет центрального эпизода, здесь нет выпячивания на первый план фигур полководцев, ясно стремление художника построить картину, как сочетание целого ряда драматических сцен, стремление передать напряженность, «многоликость» битвы, где в яростном борении скрестились тысячи усилий. Широко переданный пейзаж с горой Табор усиливает эпический замысел художника.
В «Эйлау» Гро впервые вкладывает в батальную живопись новое содержание. Не сцену схватки избирает он, а тягостные часы после кровопролитного боя. Вынужденный в силу условий заказа изобразить Наполеона и его маршалов, художник, тем не менее, выдвигает на первый план фигуры раненых, трупы убитых и замерзающих солдат. Вместо парадных баталий Гро развертывает картину человеческого бедствия. В его подходе к теме слышится нота гуманизма, сочувствия к страданию, та нота, которая прозвучит в «Плоте «Медузы» Жерико, в «Резне на Хиосе» Делакруа, которая будет услышана Буассаром де Буаденье и Шарле, посвятившими свои картины уже не изображению побед Наполеона, а повести о неслыханных бедствиях его армии.
От «Эйлау» Гро прямой путь к «Эпизоду из отступления из России» Буаденье - одному из шедевров французского реализма, к сожалению, недостаточно у нас известному. Снова перед нами бескрайние равнины, снежные сугробы, хмурое небо зимы. На первом плане, прямо перед зрителем, занимая всю поверхность полотна, - трупы лошадей и замерзших солдат наполеоновской армии.
<<<Оглавление>>>