Еще одна черта искусства



Отметим, что Гро гораздо более свободен, выразителен, а потому и сильнее воздействует в передаче фигур первого плана - раненых, пленных, умирающих, где он не был сдерживаем какими-либо посторонними искусству соображениями, - чем в изображении Наполеона и его свиты, где кисть художника, очевидно, была направляема соображениями политического такта.

Еще одна черта искусства Гро должна быть отмечена. Батальная живопись в течение многих столетий трактовалась как апофеоз войны, как изображение «героических» схваток. Ее содержанием была яростная борьба противников, моменты победоносной атаки и преследования сломленного врага или зрелище грандиозных столкновений войсковых масс, где отдельные эпизоды тонут в общем хаосе борьбы. Сам Гро давал не раз примеры подобного толкования батальной темы, например, в «Битве при Абукире» (1806, Музей в Версале), где в центре пышная фигура Мюрата на победно вздыбившемся коне; поверженные вожди противника умоляют о пощаде; слева еще кипит ожесточенный бой. Сражение, в котором участвовали тысячи бойцов, где были многочисленные примеры индивидуального героизма, сводится к центральному эпизоду, причем искусственность сцены (несмотря на выразительность и удачу отдельных образов) очевидна. В более «эпическом» плане разрешена «Битва при Назарете» Гро.


<<< Бесконечное пространство равнины

Картина человеческого бедствия >>>

<<<Оглавление>>>