Неровный художник



Показанные в Салоне 1804 года «Зачумленные в Яффе» явились триумфом Гро. Бывшие его товарищи по мастерской Давида украшают лаврами раму картины, поклонники Гро чествуют его торжественным обедом.

За «Зачумленными в Яффе» последовали новые монументальные полотна, посвященные наполеоновской эпопее: «Битва при Абукире», «Наполеон при Эйлау», «Сдача Мадрида», «Бонапарт перед пирамидами»; Гро пишет также многочисленные портреты - парадные портреты маршалов и министров, интимные портреты родных и друзей. Забывая заветы «школы», следуя своему живописному темпераменту и примеру Рубенса, остающегося его постоянной привязанностью, Гро создает свое видение мира, свои любимые образы, свою своеобразную живописную технику. Бесцветность полотен Давида сменяется разнообразием колорита, которым Гро умело передает красочную пестроту раскрывающихся перед его глазами зрелищ.

В отличие от Давида, выполняющего до полной законченности свою композицию по отдельным кускам, Гро всегда работает над целым, он равномерно ведет свою работу, постоянно думает об общем - метод, которым будет работать и Делакруа.

Гро - неровный художник; не говоря уже об основном противоречии его творчества - между реалистическими влечениями его натуры и верностью «классической» догме - в его реалистических полотнах, отражающих современность или недавнее прошлое, можно найти много неравноценного. Наряду с шедеврами живописи, где зритель захвачен и глубиной художественной концепции и силой пластического выполнения, мы встречаем «шумные» полотна, где блеск и удача деталей не могут скрыть внутренней пустоты, порою фальши целого («Бонапарт перед пирамидами», отчасти «Битва при Абукире» и «Сдача Мадрида»).


<<< В одном из писем к матери

Изображение пораженных страшной болезнью людей >>>

<<<Оглавление>>>