Праздничное действие

Прежде всего надо заметить, что разработка различного рода праздничных ситуаций занимала совершенно не схожих между собой по стилистике и творческим устремлениям мастеров. Во многих фильмах, созданных в те годы, этой теме отводилось чуть ли не центральное место. В рассказах и повестях Тендрякова, Астафьева, Белова кульминация событий нередко была связана с праздником. Художественный конфликт разрешался и замыкался в ситуации, позволявшей собрать воедино всех действующих лиц, внутренний мир и внешние обстоятельства которых как бы выверялись и высвечивались лучом общего для них события.

Наряду с исторически естественным расширением эстетических запросов, требующих освоения нетронутых пластов бытия и обновления до времени оставленных или забытых мотивов, повышенный интерес к сфере праздничности был крайне симптоматичен и в другом отношении. Праздник как явление общественное, коллективное, общенародное обладает двойной природой: в событии, принадлежащем многим, всем, необходимо личное, непосредственно персональное участие каждого в отдельности. В этом сочетании индивидуального и коллективного начал праздничное действие сродни трудовому процессу, однако субъективность переживания радости безусловно отличается от того чувства самостоятельной ответственности, которое владеет каждым работающим человеком. Общее дело строителей, плотогонов, рыбаков, нефтяников не может быть с успехом завершено без личных усилий отдельных людей - оно перестало бы быть «общим делом». Праздник - тоже радость для всех. Однако веселье, душевная открытость, полное внутреннее освобождение - состояния настолько интимные, что их вовсе не всегда можно заранее заказать даже самому себе. Индивидуальные реакции во многом непредсказуемы. И вместе с тем праздник не перестает быть праздником, если кто-то задумался или не вовремя загрустил.


<<< Общественная атмосфера второй половины 60-х годов

Обращение к праздничным ситуациям >>>

<<<Оглавление>>>