Традиционный комедийный прием путаницы и смешных недоразумений

Персонажи обычно окружены «некими бытовыми деталями, но они почти никогда не сливаются в достоверную атмосферу быта», оставаясь «всего лишь обозначением ситуации». А. Морозов прав, замечая, что в подобных случаях «реальный быт не является чем-то, заслуживающим эстетического внимания». Поскольку корни «таких сложных взаимоотношений искусства с бытом имеют общественную природу (а значит, причина их кроется не только и не столько в художнике) - следует все же признать, что в итоге искусство упускает из виду весомую часть нашего бытия».

Город, стройка, деревня, природа, обозначенные в самых общих, «типовых» чертах, нередко имеют вполне условный, номинально-указательный смысл. Множество интерьерных и пейзажных фонов в картинах, натюрмортах и портретах второй половины 60-х и 70-х годов легко свести к ремарке в одной из пьес А. Вампилова: «Городская квартира в новом типовом доме... дверь... дверь... дверь... Мебель обыкновенная. На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок... В окно видны последний этаж и крыша типового дома, стоящего напротив. Над крышей узкая полоска серого неба»,

Жестокость, с которой обозначена здесь внешняя среда, весьма многозначительна: о вещах нечего сказать, кроме, они более чем безличны; они в принципе глухи, слепы и немы и в своей безъязыкой косности враждебны человеку - бесчеловечны. Предметный мир - это воплощенное безразличие к людям. Чем глубже, драматичнее, богаче радостями и страданиями, надеждами и разочарованиями жизнь героев, чем больше у них мыслей, волнений, тревог, тем суше, скупее, ничтожнее содержание и смысл тех вещей, которые их окружают. Кажется, предметный мир холодно замкнулся перед мыслящей, напряженно чувствующей, способной к сильному переживанию личностью. Человек с его взыскующей мыслью, стремлением к истине, мучительными поисками ответа на «вечные» вопросы бытия отделен стеклянной стеной от четко видимого и неприкосновенного в своей отчужденности внешнего окружения.


<<< Характер художественного истолкования

Кинематограф по природе своего художественного языка >>>

<<<Оглавление>>>