Литературный портрет дерева со всем его драматическим подтекстом в высшей степени характерен для всех видов творчества уже в 60-е годы как своего рода предвестие тенденций, получивших широкое распространение в дальнейшем. Самый этот образ и вереница связанных с ним ассоциаций, включающих различные уровни представлений - от элементарно житейских до традиционно мифологических - обладает двумя четко обозначенными смысловыми аспектами: здесь и естественность непосредственного наблюдения, и обобщающая многозначительность напоминания. В произведениях живописи, литературы, у самых различных по творческой ориентации художников (В. Распутина, А и П. Смолиных, Н. Андронова) старое дерево будет являться перед нами, внося в изображение природно-предметного мира свою образно-семантическую окраску, свой мелодический лейтмотив.
Итак, пейзаж, интерьер, вещи в искусстве второй половины 60-х годов утрачивают былую пассивность, материальная среда перестает служить только фоном, площадкой, сценой развивающегося действия. Кроме того, важно подчеркнуть, что образное воссоздание внешней действительности включает и ряд новых содержательно-пластических принципов, которые будут развиты в 70-е годы. Одним из них можно считать то особое изображение предмета, которое как бы соединяет его жизненно достоверный облик с умозрительно символическим представлением, сплавляя непосредственность восприятия с овеществленным, воплощенным понятием. Речь идет не только об отдельных находках, удачах или открытиях в сфере эстетического освоения взаимосвязи человека со всей внешней средой, но о поступательном развитии художественной эволюции поэтического языка в целом.
Человек размышляющий и окружающая его предметная среда >>>
<<<Оглавление>>>