Самая трактовка характеров, лиц да и всей ситуации свидетельствует о гораздо более сложной внутренней взаимосвязи героев картины, самоощущении и чувствах автора, повествующего о событии. В общей, чуть сумрачной и молчаливой атмосфере, в выражении глаз, в замкнутости этих людей явственно проступает их глубокая, род одиночества вместе. Каждый участвует в общем деле и остается сам по себе. Час праздничности не освободил их от личных забот, от самостоятельной и с другими внутренней тревоги.
Нечто аналогичное можно видеть и в картине В. Попкова «Зимние каникулы» (1972). Так же знакомы художнику лица персонажей, его друзей, так же формально празднична ситуация отдыха, житейских развлечений. Та же молчаливая замкнутость разделяет близких людей, словно и в этот час покоя и праздности их не оставляет затаенная, своя у каждого, невеселая забота. И в одном и в другом случае остро ощущается обыденность, повторность жизненного мотива - «так всегда» или «часто бывает». В тему праздника проникает оттенок грусти, оказалось, что веселье не так легко и просто дается, быть вместе и чувствовать себя вместе далеко не одно и то же.
По отношению к действующим лицам произведения, самое существование которых озвучено, освещено, интонировано незримым присутствием автора, окружающий мир, материальная среда, природа и вещи получают специфический смысл - они очень четко начинают делиться на «свои» и «чужие», родственные и враждебные. Самое пространство открывается или замыкается в зависимости от меры его согласия или отстраненности по отношению к личности в мире, где есть «мой дом», «мои друзья», «свой человек», противостоящие «другому» и «другим».
Построенное по прямому контрасту с «Московским вечером» >>>
<<<Оглавление>>>