Принципу «по части - целое»

В натюрмортах же (слово-то какое неподходящее для живой жизни вещей) живописец и вовсе «хозяин полей»: полей холстов, заселенных кувшинами и кувшинчиками, цветами из бумаги, игрушками - старыми друзьями. Каждый день, вот уже много лет подряд он видит их подле себя в комнате, сроднился с ними и немало интересного может поведать о «нравах и характерах» своих любимцев. Тут тоже надобно малое пространство, отъединенное. Как иначе станешь общаться один на один с предметами любви, войдешь с ними в интимный дружеский контакт?

Принципу «по части - целое» предпочтен иной, противоположный - целое как таковое. Завершенный в себе мир картин Щукина - оплот надежности, прочности, где вольготно деревьям и травам, юртам и небесам, уютно живется цветкам, игрушечным человечкам, зверушкам. Взгляд наш не спотыкается тут на каждом шагу об острые углы гротескных форм, не плутает в пестроте. Сразу обегая небольшое полукружие, останавливается на главном. Как ни сложен, как ни произволен порой линейный и цветовой ритм, основные оси живописной или графической конструкции стянуты в смысловой, композиционный узел, завязанный точно посредине. Когда разглядываешь акварельные листы или маслом написанные пейзажи и натюрморты, а долг исследователя велит рассказать об устройстве этих «микромиров», невольно ловишь себя на мысли: как кощунственно «поверять алгеброй гармонию».


<<< Настороженное безмолвие Дальневосточного края

Элементарные геометрические фигуры >>>

<<<Оглавление>>>