Черты конкретного прообраза и персонажа

Другое дело, что в «Лизе» идея «собирательного образа» в чем-то не удалась. Слишком впрямую обозначенная характеристика не давала должной свободы для широкого социального обобщения. Синтезу конкретного и общего час впереди. Пока же в задуманном двуединстве «тип современника - портрет Лизы» превалирует Лиза - конкретная, данная, эта. А в «Женском портрете» скромная, ни на что большее не претендующая цель, отметить особенное в данном человеке, обернулась многозначностью. Сосредоточенное в себе, не высказанное вовне чувство всегда потенциально содержит несравненно большую смысловую емкость, предрасполагает к размышлениям. По-видимому, намеренно художник не назвал имя портретируемой. В ней - воплощение чего-то тревожащего, ускользающего, неуловимо изменчивого, того, что Щукина более всего занимало в мире. Просвечивает пунктир ниточки, связующей «Женский портрет», с недомолвками дальневосточных акварелей, с завораживающе таинственной атмосферой среды, в которой обитали герои «Женитьбы» и «Кармен», жили предметы раннего «Натюрморта с рыбой». И чудится (пусть такое наблюдение сочтут субъективным) в отрешенном выражении бледного несколько удлиненного лица, выступающего из пены кружев, отблеск одной из вечных тем европейского искусства нового времени - от «Жиля» Ватто до странствующих сальтанбанков Домье, устало печальных, всегда чего-то ожидающих комедиантов «розового» Пикассо, скорбных клоунов Руо.

Черты конкретного прообраза и персонажа театра масок, витавшего в воображении художника, совпали. «Отзвуки театра», и в легчайшем светлом облаке вокруг лица - как бы выхваченной слабым лучом прожектора среде для внутреннего монолога героини.

Здесь мы подходим к очень существенному пункту - театральности станковых работ Щукина, одному из проявлений своеобразия его искусства - взаимообратимости и единства разнородных начал.


<<< Искусство моральной ответственности

«Обратимость поэтической материи» >>>

<<<Оглавление>>>