Дежурная фраза

Не сразу и сообразишь, как можно было физически все это успеть сделать за какие-нибудь три, а точнее, два с лишним года. Причем, ни разу «абы как». Все и всегда - на пределе профессиональной ответственности, от души. Прикованный к постели, художник уточняет с коллегами последние детали первомайского украшения Химкомбината в Бобриках. Буквально за день до смерти обдумывает план оформления октябрьской демонстрации одного из районов Москвы.

А сколько осталось на бумаге, картоне, в набросках... Такой сверхнакал творческой энергии объясним не только редкой одаренностью и трудоспособностью, но и тем, что одолевавшие идеи и образы существовали в голове задолго до того, как карандаш прикасался к листу. Потому, видно, Щукин так смело начал, придя в институт. Знал, что хочет и что может.

Дежурная фраза (во многих биографиях соответствующая истине) о закончившемся ученичестве и начавшейся самостоятельности к Щукину не имеет ровно никакого отношения.

Не тот случай. Все обошлось мирно - без сокрушительных переломов и стремительных скачков. Намеченное в прологе творчества - обозначилось сейчас рельефнее, обогатилось нюансами, но в самой основе все, что было сделано в пору студенчества и в нору зрелости, связано единством взгляда на мир, общей системой поэтической образности. Конечно, он взрослел. Поуменьшились «перехлесты». Поубавилось необузданности.

Постепенно распрощался с аллегориями и прочими атрибутивными знаками, призванными ставить точки над и Все реже по-экспрессионистски агрессивно посягал на волю зрителя, будоражил столпотворением форм, перенасыщенностью кричащих красок.


<<< Последние годы

Взор, послушный велениям сердца художника >>>

<<<Оглавление>>>