Лицо художника

Дар сплавлять реальное с применившимся позволяет в любом предмете, будь то стена, тарелка или цветок, разглядеть незримую душу, «что чувствовать умеет» и взывает к фантазии зрителя.

Дар этот не часто встречается у художников. У Щукина он был.

В ранних натюрмортах студента видно, что «на пути к себе» он бросался из крайности в крайность. Идет проба сил в противоположных живописных системах, что в молодости не порок. Самостоятельность сразу не дается. Любопытно другое.

Позднее, когда она пришла, стилистика полотен, написанных почти одновременно, порой несхожа. Щукин подвластен лишь задачам, поставленным перед собой сейчас, надобным для этой картины.

Коренные же черты рано сформировавшегося мировосприятия остаются «постоянными величинами». Из них слагается то, что называют «лицом художника».

В первую очередь следует отметить провидение живого в неживом, явленное впервые в «Натюрморте с рыбой» и отныне гак или иначе присутствующее в каждом его создании. Анимистическая форма восприятия мира сохранилась от далекой древности в народном искусстве и творениях мастеров, наделенных повышенной остротой поэтического воображения. Качество это само по себе не служит мерилом художественной ценности произведения. Его нельзя ни воспитать в себе, ни развить. С ним рождаются.

Щукин был бесконечно обязан своим учителям - Кончаловскому, Истомину, Рабиновичу, Фаворскому. Они открыли секреты профессии, дали фундаментальную основу мастерства. И что драгоценно, предоставляли ученикам полную свободу искать и находить свои пути, свои точки опоры, осуществить природные данные.


<<< Мертвая натура

Соединение несоединимых >>>

<<<Оглавление>>>