Свыше тридцати лет наследие Щукина бережно сохранялось его вдовой, художницей А. С. Магидсон. И лишь в 1967 году в Москве, в Центральном Доме литераторов, открылась его персональная выставка, удивившая всех, кто ее посетил, духовной зрелостью и универсальностью интересов художника, оригинальностью и масштабом его таланта, глубиной и безыскусностью в проявлении чувств, благородством и темпера- ментностью живописи. И хотя стиль Щукина только- складывался, благодаря интенсивности духовной жизни художника его рано проявившаяся индивидуальность отличительна. Когда пытаются раскрыть понятие «индивидуальность художника», основанием для суждения обычно является результат его деятельности - произведения, вобравшие свойства мышления, чувствования, видения, его убеждения и пристрастия, темперамент и вкус. Но где искать корни, породившие и взрастившие это своеобразное, особенное в художнике? Что оказалось решающим при формировании? Каковы те скрытые не только от зрителя, но и от самого творца процессы, что происходят в его сознании, то инстинктивное, что заставляет отзываться на одни явления и быть равнодушным к другим? Что помогает обрести свою стилистику, свою пластику, свой язык выражения?
Конечно, многое определяет совокупность врожденных и приобретенных черт: свойства натуры, обстоятельства жизни, опыт, традиции, воздействие национальной, социальной среды, «климата» времени. И все-таки есть еще нечто, может быть, самое главное - природа художника, тайна его таланта, то, что составляет самую суть духовного мира творца, то, что хотелось бы разгадать.
<<< Встреча с живописью Юрия Щукина
<<<Оглавление>>>