Речь идет о сугубо конкретных вещах - о таком формировании образа, когда художник сам эту «обратную связь» налаживает- подольше задерживает у картины и дорогу следования указывает, преодолевая, казалось бы, неразрешимые сложности, обусловленные природой изобразительного искусства. Как же ему это удается?
Эффект, вызываемый любым аттракционом как таковым, заключается в смене резких, сильных впечатлений - ударных моментов. Устроителю зрелища - игры (Щукин выступает сейчас в этой роли) надобно втянуть нас в свою затею, вызвать шок. Напряжение возрастает оттого, что в картине несколько таких «ударных моментов» и рассредоточены они по разным точкам полотна.
Типу композиции, основанному на субординации - подчинении частей целого доминанте, тяготений к центру, Щукин предпочитает координацию - равную активность всех компонентов, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга. Принцип совмещения распространяется не только на предметы. Им определена пространственная организация картины.
Пространство, куда нас привел художник, отлично знающий, как велика тяга людей к чудесам, и посему до отказа заполнивший его этими чудесами, сверх того еще и очень тесно. Следуя разом по стопам и древних иконописцев и народных мастеров, Щукин не допускает прорывов плоскости. Напряженность, плотность, весомость пространства достигнуты противоборством и равновесием контрастных цветовых силуэтов и объемов, наслаиваемых на поверхности. Глубина каждого слоя так мала, что предметы как бы вдвинуты один в другой. Вверх поднимаются этажи. По законам архитектоники цокольный- темен, прочен, массивен; выше - три легкие, празднично украшенные, завершаемые карнизом-фестонами кружевной занавески.
<<<Оглавление>>>