На персональной выставке в Центральном Доме литераторов «Аттракцион» вызвал особенное расположение зрителей. Около картины всегда было многолюдно. В книге отзывов писали - «шедевр». Что притягивало?
Свежесть? Оригинальность? Зрелищная занимательность? Лубочный колорит? Смутное ощущение странного? Зуд распознать, в чем оно?
У каждого зрителя свой резон подойти, остановиться. Для первого эмоционального толчка основания предостаточные. Но почему именно это произведение запомнилось прочнее других, и произнесенное вслух имя Щукина тотчас вызывает однозначное: А, Щукин? Написавший «Аттракцион»? Изучая наследие художника, убеждаешься - да, верно, картина программная. Сошлось тут и то, что было в предшествующих работах, и раздумья, настроения последних двух лет. Ну, а если, поступившись приличествующим монографии долгом, найти место произведения, № в творчестве художника, предположить, что он создал всего одну эту картину. В чем причина долговременное™ впечатления? Вероятно, прежде всего - в суггестивности образа.
«Аттракцион»- автобиография Щукина. Он рассказывает о себе все, почти все, главное - все. О себе в двух измерениях времени. Сам себя «разъясняет»: «Я родом отсюда. Вот город моего детства. Таким я его помню спустя четверть века. Вот праздник моего детства. Первое чудо до сих пор стоит передо мной. Так я увидел заведение хозяина аттракциона, будучи мальчишкой. А вот так я вижу эту лавчонку сейчас. В чем-то взгляды совпали (как-никак я родом отсюда). Кое в чем разошлись - годы внесли поправку в воспоминания. Вот любимые мной предметы-герои моих картин. Я нашел их позже, но не погрешил против правды. Они могли здесь быть. Здесь им место. Смотрите - они все перед вами. Вот тут, вот так все началось. И сюда, в ушедшее, я вернулся вновь, кое-что имея за плечами».
<<<Оглавление>>>