С глубокой горечью

Таманян был одарен исключительным инстинктом и разумом созидателя. Он резко повернул от стиля ампир к чисто национальному, и с такой естественностью, с такой опытностью! С изумительной прозорливостью изучил, прочувствовал и полюбил памятники и руины нашей многовековой архитектуры. На этой основе он возвел здания, такие национальные по форме, такие, казалось бы, идущие из глубины веков и вместе с тем такие современные!.. Никаких следов анахронизма или лженоваторства! Такие случаи в истории всемирного искусства единичны. Поистине удивительный человек был Таманян. А какое у него было чувство строительных материалов!..

Полагаю, давно уже настало время, чтобы наши теоретики архитектуры деталь за деталью изучили его творчество, проанализировали его принципы, его приемы, такие тонкие, такие своеобразные и такие интересные... Нужно, чтобы знающие, образованные люди приступили к их исследованию. Это необходимо не только с точки зрения воздания художнику за его большие заслуги, но и для развития современной национальной архитектуры. Об Александре Таманяне надо написать тома.

С глубокой горечью я теперь вспоминаю, как некоторые неучи, новоявленные ученые-архитекторы, третировали этого преданного патриота. Что только ни говорили они по его адресу: и «отсталый», и «пропагандист средневековых клерикальных взглядов», и «страдающий гигантоманией», всего не перечесть. Интриги, злопыхательство. .. Конечно, тут говорила и зависть. Дело доходило до того, что строительство здания ереванской оперы несколько раз приостанавливалось.


<<< Город своих давнишних грез

Комитет охраны памятников старины >>>

<<<Оглавление>>>