Критика в печати

Как я уже говорил о первых выставленных мной картинах, они всегда вызывали прямо противоположные мнения. Их или совершенно не признавали, пли принимали полностью. Середины не было. Еще в 1900-х годах по совершенно не понятным для меня причинам моему творчеству приписывали бог знает какие принципы, а в 1910-е годы критика пыталась нащупать как раз те задачи, которые составляли исходную точку моего искусства. Надо, впрочем, сказать, что борьба критических воззрений вокруг моих картин была лишена еще прочных основ. Это были споры, основанные только на тех вкусах, большей частью поверхностных и изменчивых. А такие художники, как К. Коровин и В. Серов, вообще не любившие выступать в роли критиков, по отношению к моему искусству высказывали положительное мнение, можно сказать, на практической основе, так как всегда добивались, чтобы мои картины покупались музеями.

Во всяком случае, вся эта борьба вокруг моих работ была полезной для меня. Значит, думал я, картины мои представляют собой определенную ценность. Даже вызывают борьбу мнений.

Критика в печати между тем крепла и стала оказывать воздействие на общество. Было написано много статей, из которых самой значительной, несмотря на своп недостатки, была статья Максимилиана Волошина «М. С. Сарьян» (журнал «Аполлон», № 9 за 1913 год). Должен сказать, что эта статья представляет интерес не только для своего времени, но если считать, что о моем творчестве написано хоть несколько удачных работ, то одной из них, безусловно, является статья Волошина.


<<< Приближаясь к Одессе

Выполнение заказа «Аполлона» >>>

<<<Оглавление>>>