Я прожил в Константинополе почти два месяца и за это время хороню поработал. Писал я больше на плотном белом картоне, который покупал в местных лавках. Темпера хорошо ложилась на картон и очень четко передавала мои впечатления, яркие насыщенные цвета.
Иногда, когда что-нибудь не удавалось, я вновь ездил в ту же местность для углубления своих впечатлений, получения нового импульса и для самопроверки. Кроме тематических, пейзажных и других задач в работах этого периода передо мной стояла проблема - возможно ясней и лаконичней передать на картоне палящий зной солнечного света и связанную с этим контрастность цвета.
Подошло время возвращения на родину, да и средства мои были на исходе. Я простился с Нерсесяном, который пришел проводить меня. Образ этого доброго, предупредительного, услужливого человека навсегда остался в моей памяти. Вернулся я по маршруту Транезунд - Батум - Новороссийск на пароходе «Ионье» французского товарищества «Пакэ». Сопровождаемый оглушительными гудками пароходов, традиционной портовой сутолокой и суетливой беготней матросов, «Ионье» тяжело двинулся с места. Морское путешествие вдоль гористых берегов Малой Азии было очень интересным.
Па этот раз погода благоприятствовала плаванию, море было совершенно спокойно. Солнечные лучи, рассыпаясь по глади моря, играли в воде нежными золотисто-синими красками. Пароход постоянно сопровождали стаи дельфинов, в воздухе парили чайки.
Ничто не может сравниться с морским путешествием в спокойную погоду. Я любил, стоя па носу судна, наблюдать, как, прорезая густую синевато-зеленую воду, пароход двигался вперед, оставляя за собой длинный пенистый след. Слева открывался вид на бескрайнюю морскую гладь с отражавшимися в ней красками небосвода. Создавалась иллюзия, что наш пароход, оторвавшись от моря, летит по воздуху. Справа все время тянулись лесистые берега Малой Азии. Черное море, так гневно принявшее меня два месяца тому назад, ласкало покоем, как бы искупая свою вину.
<<< Квартал Гум-Гапу в Стамбуле
<<<Оглавление>>>