А когда с первыми петухами засветится восток и отдохнувшее, омытое прозрачной онежской водой светило погасит звезды и поднимется над озером, то на самом берегу его взметнется в чистое утреннее небо удивительное здание — стройное, легкое, сильное, словно рожденное единым росчерком сказочного художника. Но подойди к нему вплотную, потрогай могучие смолистые венцы, взойди по его старой, но крепкой лестнице, и тогда поверишь, что ты не в старинной легенде о чудесных богатырях, а перед творением рук человеческих. Плотницким топором человек творил это чудо и в далекой Кондопоге навек утвердил силу и красоту русского гения.
Успенская церковь в Кондопоге, стоящая на берегу Чупа-губы северо-западного залива Онежского озера,— один из последних и самых значительных памятников народной северной архитектуры. Построена она в 1774 году.
Это был сложный, противоречивый, очень драматичный, но знаменательный период русской истории. В тугой, неразрывный узел сплелись блистательные победы над внешними врагами и взрывы народного гнева, вылившиеся в восстание Пугачева, утверждение русской государственности и катастрофическое обнищание крепостного крестьянства, идеологическое наступление дворянства и могучий взлет национального самосознания.
Сюита в дереве.
Екатерина II, эта «величайшая лгунья», возглавила поход дворянской реакции на передовую свободную мысль, и в то же время прогрессивная русская литература, театр, искусство вступили в новый этап своего развития. Это была эпоха Суворова и Ушакова, Кулибина и Ползунова, Новикова и Радищева, Фонвизина и Федора Волкова, Растрелли и Баженова, Рокотова и Левицкого. Это была эпоха последнего расцвета деревянной шатровой архитектуры, в своеобразной форме воплотившей дух и характер своего времени и своего народа. Именно тогда на Севере возникают чудесные шатровые храмы и часовни в селах Конецгорье (1752), Ростовском (1775), Верхней Уфтюге (1789), в посаде Ненокса (1763), часовня в деревне Кавгора, украшающая ныне Кижский музей-заповедник, и, наконец, Успенская церковь в Кондопоге — единственная в своем роде. Собственно, здесь почти нет ничего такого, что отличало бы ее от многих других северных шатровых церквей, и все же равных ей нет. Как в фокусе линзы, собрались в ней лучшие черты народного деревянного зодчества. Это его лебединая песня, пропетая с такой неизбывной силой и страстью, что после нее любой звук кажется слабым и немощным. Превзойти ее нельзя; занавес опускается. Ни одно сооружение, поставленное позднее, уже не могло сравниться с Успенской церковью.
<<<Оглавление>>>