Хотя вертикаль колокольни и стоит между церквами, но смысловой, идейно-содержательный и эмоциональный центр погоста — самая ранняя по времени Преображенская церковь. Она определила образный характер ансамбля, его праздничное, возвышенно-патетическое звучание, поэтический запев громадной силы. Остальные сооружения лишь подхватили этот лейтмотив и развили его в богато оркестрованную симфонию.
Бесконечное множество самых разнообразных перспектив и ракурсов возникает перед нами, когда идешь вокруг погоста или плывешь вдоль берегов Кижей. Силуэты церквей и колокольни то накладываются друг на друга и образуют причудливые очертания каких-то новых необыкновенных зданий, то разделяются, и тогда на фоне неба рисуются четко и определенно, то сближаются, то отдаляются. «Главный фасад» погоста обращен к западному берегу острова. Здесь находится пристань, главный вход ограды и широкие всходы церковных крылец. И отсюда композиция ансамбля, связи между его частями просматриваются с еще большей ясностью и полнотой.
Все части ансамбля спаяны невидимыми, но очень крепкими нитями. Преображенская церковь больше и массивнее Покровской, но последняя зрительно уравновешивает ее тем, что стоит чуть ближе к колокольне. Одномаршевое крыльцо Покровской церкви ориентировано к центру, и это тоже создает дополнительную связь между крайними точками погоста. Но особенно ясно ощущается единство ансамбля во взаимосвязи оснований обеих церквей.
Если завершения у них очень различны и контрастны, то основания очень схожи и едины. Это все простые по формам, массивные, ничем не украшенные срубы примерно одинаковой высоты. Полицы четверика Покровской церкви находятся на уровне полиц бочечных завершений прирубов Преображенской и четверика колокольни. Все вместе эти нижние части образуют массивное, прочное основание ансамбля. Целое и частности, ажур и нерасчлененные массы, легкость и ясность, горизонтали и вертикали, земля и небо — вот на каких контрастах и единствах строится архитектура зданий Кижского погоста. И быть может, самое удивительное то, что этот ансамбль создавался не в одно время, не по воле одного зодчего, а на протяжении более чем ста пятидесяти лет!
Идут годы, но не тускнеет красота кижских церквей. Больше того, в наших глазах она расцветает, наливается новыми жизненными силами, обогащаясь все новыми гранями и оттенками. Собственно, только сейчас, в наши дни кижским церквам — этому бессмертному творению русских зодчих— возвращено их истинное назначение: утверждать величие и могущество человека, славу родного народа, отстоявшего свою свободу и независимость, его замечательную одаренность и незыблемую веру в конечное торжество правды и красоты.
<<< Остров на Онеге-озере. Колокольня и ограда. Ч.4
<<<Оглавление>>>