Остров на Онеге-озере. Кижи. Ч.2

Скупые строки летописей и писцовых книг доносят до нас отголоски большой и драматической истории Кижского погоста, уходящей вглубь веков.

XV век. Пятьсот лет назад здесь простирались владения Великого Новгорода, так называемая Обонежская пятина. В перечне погостов, занесенных в новгородские писцовые книги, значится и «Спасский Кижский». Кижский — от названия острова, а Спасский — от наименования погостской церкви

Шло время, на Руси происходили большие перемены, и скоро наместников новгородских князей в Заонежье сменили приказные московских царей.

Кижский погост рос, набирал силы и значение центра большого района с десятками селений и более мелких погостов. К середине XVI века он объединял 130 деревень с 687 дворами; для северных деревень того времени это было очень много. В 1582—1583 годах здесь побывал московский дьяк Андрей Плещеев, составлявший опись заонежских погостов. В своей писцовой книге добросовестный дьяк записал кратко и точно: «Погост Спасский в Кижах на Онеге-озере. А на погосте церковь Преображения Спасово, а другая церковь Покров Святой Богородицы».

«Смутное время», потрясшее до основания всю Россию, затронуло и Заонежье. В начале XVII века шведские войска, вступив в союз с польско-литовскими интервентами, занимают новгородский край, грабят и опустошают Заонежье. Были они и на Кижском погосте. Огнем, кровью и вдовьими слезами обернулось царствование Лжедмитрия. В 1613 году «паны» устраивают жестокие побоища прямо в Преображенской церкви Кижского погоста, где крестьяне прятались от врагов. Чаша народного терпения переполнилась; спустя три года, в 1616 году, московские войска при поддержке местного населения изгоняют захватчиков из Карелии. А еще через год со Швецией был заключен Столбовский мир.

По условиям договора Западная Карелия отошла к Швеции, и граница Московского государства приблизилась почти вплотную к Кижам. Вокруг погоста возводятся оборонительные стены со сторожевыми башнями по углам. Царским указом 1649 года крестьян заонежских погостов превращают в «пашенных солдат». Оставаясь на земле, крестьяне должны были обрабатывать ее и в то же время нести солдатскую службу в «военном строю». Не только к молебну звали тогда колокола кижской звонницы; не раз они звучали тревожным набатом, призывая воинов к оружию.


<<< Остров на Онеге-озере. Кижи.

Остров на Онеге-озере. Кижи. Ч.3 >>>

<<<Оглавление>>>