Что строили тогда? Боярские хоромы и крестьянские избы, крепости и церкви. «Божий храм» сплошь да рядом был архитектурным и смысловым центром города или деревни, служил сторожевой башней, становился своеобразным символом и выражением духовных и творческих устремлений народа. Страшно скованы были в те далекие времена дарования народа, и потому там, где открывалась хоть какая-то возможность их проявления, они воплощались в удивительные творения самобытной силы и красоты — в песни и былины, иконы и храмы. Лучшие черты деревянного народного зодчества ярче всего проступают именно в древних северных церквах — высокой классике русской архитектуры.
Здесь уже само здание — словно постамент грандиозного шатра (церковь в Верхней Устюге).
Но даже в отдаленных лесных районах Севера их осталось не так уж много. Десятки старинных церквей обветшали от времени, дождей и снегов, сгорели от молний и огня, были снесены, разобраны или перестроены. И все же там их сохранилось больше, чем где-либо. На пустынных, низких берегах и островах озер, по Северной Двине, Онеге и Печоре, в таежной глухомани и посреди больших деревень стоят еще высокие, стройные колокольни, часовенки, укрытые в тени вековых елей, церкви, соборы, монастыри. Опустели они, но не забыты. По лесным дорогам, по озерам и рекам, пешком, на машинах и лодках стекаются к ним люди, чтобы поклониться национальным святыням, замечательным созданиям безвестных крестьянских зодчих.
Вот одна из таких часовенок.
Когда-то давным-давно сюда пришел плотник. Не ученый архитектор, не столичный «каменных дел мастер», а самый обыкновенный русский мужик, один из тех крестьян, кого кормила не столько скудная пашня сурового северного края, сколько его безграничные леса да острый топор в умелых руках. Быть может, он был из тех новгородских ушкуйников-землепроходцев. что навсегда осели в полюбившемся им привольном северном крае, или один из их потомков.
<<< Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.3
Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.5 >>>
<<<Оглавление>>>