В XVIII веке настало в этих городах время мира и безопасности. А до этого — начиная с далекой поры княжения Александра Невского — северяне не выпускали из рук боевого оружия. На протяжении столетий весь Север был гигантским форпостом России против иноземных захватчиков, ареной длительной и упорной борьбы за морские рубежи. От Соловков до Костромы, от Архангельска до Вологды тянулась сплошная цепь городов-острогов, городов-крепостей, укрепленных посадов и погостов. Сторожевые башни и крепостные стены стали такой же неотъемлемой частью северного пейзажа, как леса и озера, реки и валуны. Оборонные сооружения, исполненные для северян глубокого смысла, оказали свое влияние на их художественные вкусы и идеалы.
Этот образный лад — суровый и героический — укоренился во всем народном зодчестве и стал одной из его самых типических и ярких особенностей. Силуэты величественных деревянных церквей и звонниц, возвышающихся где-нибудь в Кеми или Коле, Кондопоге или Кулиге, невольно вызывают в памяти образы былинных богатырей, стоящих в неусыпном дозоре вдоль всей северной границы Древней Руси.
Можно было бы привести немало и других причин, обусловивших характер и расцвет деревянной архитектуры Севера. Но существует еще одна, без которой бессильны все, даже самые благоприятные обстоятельства. Это — талантливость русского народа, его развитое чувство прекрасного и гармонии, способность к созданию глубоко самобытных произведений большого, высокого искусства. «Страной зодчих» назвал Россию вы-дающийся русский художник и ученый академик Игорь Грабарь. «Чутье пропорций, понимание силуэта, — писал он еще в 1909 году, — декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа...»
В правоте этих слов убеждает все русское искусство, и в частности замечательные памятники народного деревянного зодчества.
<<< Край северный, лесной. Ч.5
<<<Оглавление>>>