В противовес этим тенденциям следует отметить и постепенное зарождение советской тематики: это прежде всего выросший интерес к портрету, в дальнейшем являющемуся одной из основных тем советской скульптуры. Уже первые две выставки ОРС приносят нам портреты Ленина (Альтман, Чайков, Цаплин), портреты видных деятелей революции (Рындзюнской - портрет Шанцера, Кепинова - портрет Лозовского, Шадра - голова Красина, Королева - портрет Хургина), портреты представителей советской интеллигенции (Чайкова - портреты артиста Вовси, композитора Крейна, Вайнера - портрет Федорова-Давыдова, Ватагина - портрет профессора Котса, портреты Домогацкого, Лебедевой и т. д.). Появляются эскизы проектируемых памятников, как, например, гигантский эскиз «Башня Октября» Чайкова, помещенный во дворе перед зданием Музея революции, на второй выставке ОРС, проект памятника Ленину Вайнера и др.
Однако показ новой строящейся жизни, нового, рожденного революцией человека еще не ставится, не осознается как ведущая актуальная задача.
Еще только начинают просачиваться такие сюжеты, как «Работница», «Октябренок», «Радиослушатель», «Волжские грузчики», «Рабочий со знаменем», «Рабочий» и т. д.
Они еще немногочисленны, совершенно очевидна их случайность, отсутствие у скульпторов сознания необходимости постановки новой большой проблемы - отражения современности в ее типических, характерных проявлениях.
<<<Советская скульптура>>>