Мы видим, таким образом, что развитая Лениным идея монументальной пропаганды отвечала коренным потребностям революционной эпохи, стремившейся вовлечь искусство в борьбу за преобразование общества, желавшей видеть осуществленными в образах чувства, идеи, пафос революции. Именно поэтому в годы военного коммунизма рабоче-крестьянская власть постоянно возвращается к идее памятников, олицетворяющих идеалы новой эпохи, дающих образное выражение победе пролетариата. Идея монументальной пропаганды - порождение ленинской гениальной мысли - сохраняет полную свою действенность и поныне.
Нельзя, однако, думать, что эпоха военного коммунизма не оставила после себя ничего, кроме обширного опыта монументальной пропаганды и следов неосуществленных проектов и нереализованных конкурсных начинаний. Нет, несмотря на исключительные трудности, с которыми была сопряжена в это время всякая строительная деятельность, было воздвигнуто несколько монументов, существующих и поныне. Заслуга здесь прежде всего принадлежит Н. Андрееву, который с помощью младшего брата В. Андреева выполнил к маю 1919 года монументальную фигуру «Свобода» перед обелиском, возведенным архитектором Осиповым на Советской площади в Москве. В том же 1919 году Н. Андреев выполнил статуи Герцена и Огарева, установленные вскоре перед главным фасадом Московского университета; им же был исполнен ряд портретных барельефных медальонов - Герцена, Огарева, Грановского, Белинского, предназначенных для постановки на стенах зданий, но оставшихся не водруженными.
<<< О конкурсах на памятник «Парижская Коммуна»
<<<Советская скульптура>>>