Задача синтеза искусств



В 1937 году Шадром была выполнена большая композиция, посвященная героическому эпизоду из жизни Серго Орджоникидзе, - «Боец, командир, человек». Под свист вражеских пуль, в широко развевающейся бурке по занесенной снегом горной тропке Серго выводит отряд, вынося на руках больного ребенка. С большой яркостью передан романтический образ молодого Орджоникидзе, его отвага, его человечность. Подлинным шедевром является изображение больного, впавшего в забытье ребенка. Вся композиция овеяна романтикой подвига, самоотверженности, героизма.

В заключение следует остановиться на работе Шадра совместно с архитекторами.

Задача синтеза искусств вырастает за последние годы в ведущую проблему советского искусства. Величайшее сооружение нашей эпохи - Дворец Советов - явится величественным выражением идеи объединения искусств.

Шадр неоднократно привлекался к совместной работе по проектированию крупных архитектурных объектов как скульптор-монументалист. В числе других выдающихся скульпторов он разрабатывал проекты венчающих композиций для Советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году, для Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Одной из последних работ в этой серии является разработанный проект фигуры «Красноармейца» для Центрального театра Красной Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев). В проработке формы этой фигуры Шадр, учитывая необходимость ее дальнейшего увеличения, добивается чеканной законченности. Созданный им образ юноши-бойца, отважного стража советских границ, является дальнейшим развитием образа красноармейца, данного в его проекте памятника в Даурии. Движение фигуры кажется нам несколько излишне напряженным.


<<< Известная романтичность Горького

Искусствознание и художественная критика >>>

<<<Советская скульптура>>>