Гранит не как статичный блок камня



Рабочий опирающийся о молот, стоит в спокойной позе; строение его полуобнаженной фигуры говорит о его крепости, мощи: Королев трактует форму большими планами, он не дробит поверхности, оперирует большими объемами, но не нарушает реалистического характера образа. Материал гранита толкал скульптора к возможно обобщенной трактовке формы, однако Королев трактует гранит не как статичный блок камня, а стремится выразить в нем жизнь, пластическое движение. Стоящая в спокойной позе мощная, несколько тяжеловесная фигура рабочего доминирует во всей композиции памятника, воплощая идею незыблемости победы пролетариата. Она создает спокойствие, устойчивость общего впечатления, несмотря на то, что пьедестал памятника отличается известной дробностью, некоторой претенциозностью мотива. Идея памятника, отдельные его мотивы (горельефы) выражены доступным, доходящим до сознания масс языком. Стремительный путь, пройденный Королевым от его кубистических опытов до саратовского памятника, становится особенно ясным при сопоставлении работ обоих этапов.

С 1926 года Королев начинает работать над проектом памятника Н. Бауману в Москве. Он выходит победителем на конкурсе. Памятник был отлит в бронзе и поставлен в Москве в 1931 году.

Мы говорили выше об удачной трактовке Королевым образа Н. Баумана в портретном бюсте. Те же качества отличают и статую Баумана, она трактована просто, воздействие ее строится не на аффектированной жестикуляции, а на правдивости убедительно схваченного образа; Королев воссоздает строгую фигуру революционера-большевика начала XX века. Силуэт памятника выразителен. Отметим лишь известную эскизность, допускаемую скульптором в трактовке одежды, момент, с которым мы встретимся и в других монументальных работах Королева.


<<< После освобождения его из «кубистического плена»

Величина фигуры Ленина >>>

<<<Советская скульптура>>>