Мотив движения



К 1936-1939 годам относятся многочисленные небольшие этюды обнаженной женской и мужской натуры, оставленные пока большею частью в первоначальном материале - пластилине. Эти этюды, несмотря на их небольшие размеры и эскизную часто проработку, изумительны по своему композиционному решению, по совершенству строения, по полноте пластической формы, по ощущению жизни, пронизывающему все их движения, все их бытие. В них воплотились ясность, простота, мудрость, являющиеся лучшими сторонами матвеевской музы (этюды женской натуры, многочисленные этюды натурщика китайца и др.).

В плане этих работ за последние годы наиболее значительным достижением явилось создание женской обнаженной фигуры в натуральную величину, отлитой в бронзе (1937). Для этой фигуры Матвеев выбирает самое простое движение; модель, опираясь на левую ногу, стоит прямая, как струна; обе ее руки закинуты кверху, опираются на прямо поставленную голову; мотив движения, казалось бы, далекий от какой-либо «лирической» интерпретации, быть может, скорее возбуждающий даже представление о «позирующей» модели, но выбранный художником в силу своих чисто пластических свойств: действительно, он максимально «раскрывает» модель, делает внутреннее ее строение наиболее ясным, направляет все внимание зрителя на восприятие чисто пластических свойств. Скульптор создал образ здоровой дочери советского народа, сильной, стройной, всесторонне развитой, быть может, девушки-спортсменки. Несмотря на законченность, проработанность, четкость формы, потребовавшую весьма длительного времени, скульптору удалось сохранить всю свежесть восприятия.


<<< Непрестанно внимательное этюдное изучение натуры

Художественная и педагогическая деятельности Матвеев >>>

<<<Советская скульптура>>>