Имя А. Т. Матвеева широко известно в СССР как имя выдающегося художника-скульптора и как влиятельнейшего педагога. Творчество Матвеева представлено наиболее полно и высококачественно в Русском музее в Ленинграде, и там же, в Ленинграде, где в течение более двадцатилетия протекала в стенах Академии его художественно-преподавательская деятельность, сказалось ярче всего и его влияние на молодую советскую скульптуру. Десятки и сотни скульпторов взрастила Академия художеств, бывшая в годы революции основным художественным вузом страны; целые поколения молодых талантливых скульпторов воспитывались под руководством Матвеева - достаточно назвать Синайского, Эллонена, Гельмана, Каплянского, Малахина, Шульца, Суцкевера, Хлестову, Бабурина, Месс, Могилевского, Савватиева и многих других, разнесших принципы художественного мировоззрения Матвеева далеко за пределы Ленинграда. Почти всегда ученики Матвеева высоко ценят приобретенные под его руководством художественные навыки и, несмотря на все разнообразие творческих исканий, во многом остаются верными его основным установкам. Таким образом, можно говорить о «школе Матвеева» в современной советской скульптуре как о значительном и интересном явлении.
Творчество Матвеева поражает не широтой и разнообразием тем и не обилием произведений, а удивительной цельностью, слитностью, особой чистотой и ясностью. Матвеев - мастер, скорее скупой в своей творческой продукции и строгий к себе, не довольствующийся приблизительными, легко находимыми решениями; он подолгу работает над своими вещами, ставя себе ясные цели, руководствуясь своим тонким художественным чутьем. Не удивительно, что работы его не отцветают, как однодневки, сохраняют длительную силу воздействия.
<<< Лагерь подражателей Родена
<<<Советская скульптура>>>