Адская почта

Можно было бы привести высказывания о революции 1905 года тех участников «Мира искусства», которые уклонились от фактического участия в революционных сатирических журналах, дав лишь согласие на помещение своей фамилии в перечне авторов, можно было бы показать, какими путями и ради чего был привлечен к сотрудничеству в «Жупеле» и «Адской почте» А. М. Горький. Но в действительности никакого союза «утонченных эстетов» с «крайней оппозицией» не было, ибо не большевистская партия или иная революционная организация, а лично Горький и другие литераторы, группировавшиеся вокруг издательства «Знание», установили контакты и вступили в сотрудничество па страницах «Жупела» и «Адской почты» с некоторыми художниками из «Мира искусства», резко критиковавшими крайности самодержавного строя. Сам Н. Минский на собственном опыте хорошо знал об отношении большевистской партии к декадентам, ибо после возвращения Ленина из эмиграции именно он был выведен из редакции легальной большевистской газеты «Новая жизнь». Этот разрыв произошел потому, что Н. Минский, как пишет известный советский литературовед Б. Мей-лах, несмотря на свое «полевение», не отказался от притязаний на синтез «социал-демократизма» и «мистицизма». Не случайна была и полемика Н. Минского с горьковскими «Заметками о мещанстве», и его внутриредакционное выступление против принципов партийности литературы, выдвинутых Лениным. Поэтому утверждение Н. Минского о существовании подобного союза с точки зрения фактов целиком несостоятельно, но оно было ему необходимо по тактическим соображениям, чтобы обосновать полную возможность таких «союзов» в других органах, редакции которых, как он писал, не нарушают договорные отношения с такой «бесцеремонной развязностью», как это якобы сделали по отношению к нему в «Новой жизни» .


<<< Вслед за третьестепенными поэтами

Синтез «социал-демократизма» и «мистицизма» >>>

<<<Оглавление>>>