В конечном итоге все суждения декадентской критики были направлены против материалистических основ демократической эстетики, против «утилитаризма», «тенденциозности», «направленства», против реалистического отражения искусством народной жизни, связи с ней, вынесения приговора явлениям окружающей действительности. «Герои, изображенные г. Репиным, - писал Н. Минский, - живут в мире освободительных идей, а не свободных чувств; это просветители и преобразователи, между которыми нет ни одного с душой просветленной и преображенной, борцы, значение которых в толпе и для толпы». Пытаясь принизить и извратить идейно-демократическое существо основ творчества Репина, Н. Минский утверждал, что задачи, поставленные этим художником, не более, как «выражение психофизиологического момента».
Таким образом, если известная стасовская критика идейно-творческих колебаний Репина, его уступок идеалистической эстетике проводилась, так сказать, слева, с последовательно демократических идейных позиций, то нападки на художника со стороны воинствующих декадентов были критикой справа, базировавшейся на либерально-буржуазных идейно-эстетических взглядах, пытавшихся рядиться в тогу «новизны».
К сожалению, отголоски этих взглядов, нет-нет, да и проявят себя в работах, вышедших сравнительно недавно. Так, в книге Л. Ф. Дьяконицына наряду с признанием революционно-демократической стороны убеждений Репина декларируется мысль о его якобы «идейной отсталости». Но о какой «идейной отсталости» идет здесь речь?
<<< Идейно-художественный уровень
Стасовская критика идейно-творческих колебаний Репина >>>
<<<Оглавление>>>