С учетом общих эстетических позиций Владимира Ильича очевидно, что он не мог согласиться с оценками Неведомского, тем более что в дальнейшем Ленин подвергал резкой критике как политические, так и эстетические позиции этого литератора. Так, например, в конце 1910 года Ленин показал полную несостоятельность рассуждений М. Неведомского о Л. Н. Толстом в передовой статье журнала меньшевиков-ликвидаторов «Наша заря» (№ 10).
Отбрасывая прочь положения марксистской эстетики, М. Неведомский утверждал, что Л. Н. Толстой оказался законченнейшим воплощением «общечеловеческого идеологического начала - начала совести», что фигура Толстого, вылитая из единого чистого металла, стоит как «живое воплощение единого принципа».
Едко иронизируя над такими пассажами Неведомского, В. И. Ленин, метко квалифицируя эти слова как законченнейшее воплощение «начала празднословия», писал: «Говорит красно - и все ведь это неправда. Не из единого, не из чистого и не из металла отлита фигура Толстого. И «все эти» буржуазные поклонники как раз не за «цельность», как раз за отступление от цельности «почтили вставанием» его память».
И в более поздней статье Ленин решительно осудил этого литератора и его единомышленников за их новый «пересмотр» идей Добролюбова «задом наперед, от демократизма к либерализму».
<<< Отношение Ленина к творческому наследию Н. А. Ярошенко
Новый «пересмотр» идей Добролюбова >>>
<<<Оглавление>>>