Здесь уже прямо не определяется, было или не было творчество этого мастера «с точки зрения искусства» самым передовым, а открыто признается, что первые шаги «на пути соединения художественного творчества с революционным мировоззрением» (точнее было бы сказать с социалистическим.- В. Ш.), которые делали А. М. Горький, Н. Л. Касаткин, А. С. Голубкина, Л. В. Попов, М. М. Чемоданов, «очень важны и их нельзя недооценивать». Но тут же утверждается, что передовое искусство утрачивает опору «на идеи буржуазной демократии, которые перестали в это время быть в строгом смысле слова прогрессивными», хотя «время решительных побед социалистического сознания в области искусства еще не наступило».
Таким образом, вновь поднимается вопрос о прогрессивных явлениях в нашем дореволюционном искусстве. Бесспорно, что, имея в виду то время, как и первые советские годы, нет оснований говорить о «решительной победе социалистического сознания», но очевидно и то, что до свержения самодержавия в России нельзя говорить об утрате передовым искусством опоры на идеи буржуазной демократии, тем более на характерные для России идеи крестьянской буржуазной демократии.
Ведь задачи буржуазно-демократической революции в России, как известно, решались и в февральские дни 1917 года, и даже позднее, вместе с задачами революции социалистической, в дни Великого Октября. Не случайно В. И. Ленин говорил не только о социалистических, но и о демократических элементах культуры, противостоявших культуре господствующих классов. Именно в условиях развития революции в России наиболее наглядно было перерастание передовых элементов демократической культуры в культуру социалистическую, а подчас и слияние этих элементов.
Решения вопросов о значении элементов демократической культуры >>>
<<<Оглавление>>>