Сомнение прогрессивность эстетической программы

Так, например, в одной из своих статей известный советский теоретик Г. А. Недошивин прямо заявлял, будто бы В. И. Ленин несколько раз «подчеркивал, что в программе Чернышевского нет ни грана социализма». А между тем, именно Ленин, отмечая утопический характер социалистических взглядов Чернышевского, назвал его не только «революционным демократом», но и «великим русским социалистом».

Однако Ленин действительно не находил «ни грана социализма» в «русском» социализме Герцена и «во всем русском народничестве - вплоть до полинявшего народничества теперешних „социалистов-революционеров"». Но ведь понятно, что и Герцен, и народники, и тем более «социал-революционеры» - это совсем не Чернышевский.

Вместе с тем, отлучив от социализма Чернышевского, Г. А. Недошивин использует так называемую «точку зрения искусства» для того, чтобы бросить тень на творчество крупнейшего в дореволюционном изобразительном искусстве России певца пролетариата, художника-передвижника Н. А. Касаткина, первого из мастеров советской живописи, еще при жизни В. И. Ленина удостоенного высокого звания «народный художник республики». Недошивин признает, что Касаткин «бесспорно демократический художник», что «временами он прямо примыкает к социалистическому кругу русского искусства», но явно не желает считать творчество Н. А. Касаткина «самым передовым», хотя бы для своего времени. Но как же вообще тогда определяется передовой характер творчества? Играет ли здесь роль общественный идеал и социальная позиция автора или только независимая от всего этого величина художественного таланта, совершенство художественной формы само по себе?


<<< Ленинские критерии

Социал-революционеры >>>

<<<Оглавление>>>