В «Ниве» за 1885-1899 годы репродуцировались крупнейшие произведения русского искусства второй половины XIX века, представленные на выставках передвижников: полотна И. Е. Репина «Запорожцы», «Крестный ход», «Протодьякон», «Явленная икона», «Царевна Софья», многие портреты его кисти; исторические композиции В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», несколько работ Н. А. Ярошеико, и в том числе знаменитая картина «Всюду жизнь», произведения В. Е. Маковского, В. М. Васнецова, К- А. Савицкого, В. М. Максимова, Н. А. Касаткина, Н. В. Орлова, И. П. Богданова, Н. П. Богданова-Бсльского (ил. 19, 20, 2д). Конечно, не все репродукции картин из «Нивы» Владимир Ильич имел возможность видеть, но, очевидно, некоторые произведения прочно сохранились в его памяти, оказывая воздействие на формирование эстетических взглядов.
Характерен еще один факт. В 1910-1911 годах, живя в эмиграции и работая над циклом статей о Л. Н. Толстом, Владимир Ильич познакомился с выпущенным в России в конце 1909 года альбомом картин художника Н. В. Орлова «Русские мужики» с предисловием Л. Н. Толстого, которое в те годы более нигде не печаталось. В своих работах Ленин дважды цитировал это предисловие, и естественно, что, используя текст, он рассматривал также и репродукции с картин.
<<< Идейные позиции художников-демократов
Творчество русских художников >>>
<<<Оглавление>>>