Учение о двух культурах

Разрабатывая учение о двух культурах в каждой национальной культуре. В. И. Ленин писал: «Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова». И к этой «культуре Чернышевского и Плеханова» относил Ленин передовых представителей изобразительного искусства нашей страны, тех художников, которые в своем творчестве выражали демократическую и социалистическую идеологию.

В передовом направлении русской литературы и искусства Владимира Ильича привлекали и высокие достоинства художественной формы самих произведений, и критические принципы отношения авторов к действительности, ко всему общественному строю царской России.

Но какими путями и с чем конкретно знакомился В. И. Ленин в области изобразительного искусства? До сравнительно недавнего времени вопрос этот оставался не совсем ясным. Многие годы считалось, что в литературном наследии Ленина нет упоминаний о художниках и о конкретных произведениях изобразительного искусства. Так, еще в 1938 году в «Указателе имен писателей, художников, композиторов», сопровождавшем книгу «В. И. Ленин о культуре и искусстве», сыгравшую большую роль в популяризации ленинского эстетического наследия, были приведены всего три имени - великий немецкий художник А. Дюpep, а также советские художники С. С. Алешин и Н. И. Альтман, упомянутые в текстах воспоминаний о Владимире Ильиче. Некоторые соратники Ленина, не очень ясно представлявшие многообразие интересов великого вождя, в своих мемуарах утверждали, что в противоположность Плеханову Ленин не интересовался ни картинами, ни художниками, ни картинными галереями, так как был «всецело поглощен рабочим движением».


<<< Деятельность пламенного пропагандиста

Воспоминания родных и друзей Ленина >>>

<<<Оглавление>>>