Вслед за этим 2 августа 1918 года на заседании СНК под председательством В. И. Ленина, по докладу М. Н. Покровского был принят декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения», законодательно ликвидировавший все те преграды, которые мешали трудящимся получать высшее, в том числе и художественное, образование. Показательно, что именно по личному предложению В. И. Ленина Нар-компросу было вменено в обязанность разработать самые экстренные меры по обеспечению возможности учебы для всех желающих, ликвидации юридических и фактических привилегий имущих классов, первоочередному приему лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, с предоставлением им в широких размерах стипендии. Во исполнение этого декрета осенью 1918 года Наркомпросом была издана и специальная инструкция по приему учащихся в Государственные свободные художественные мастерские.
Тяга широких народных масс к искусству уже в 1918-1919 годах вызывает невиданное ранее расширение сети художественных учебных заведений, прилив в них нового контингента учащихся из среды рабочих и крестьян.
На базе ранее существовавших художественных школ, а в ряде случаев и заново, открывались в это время Государственные Свободные художественные мастерские в Пензе, Казани, Саратове, а также в Пскове, Твери, Витебске, Рязани, Воронеже и в других городах.
Художественные учебные заведения появляются и в Сибири. Весной 1918 года были организованы: Народная художественная Академия в Томске, Народный университет изящных искусств в Иркутске, классы живописи в Омске66. Таким образом, не борьба «левых» за ликвидацию Академии художеств и «захват» Высшего художественного училища, а развернутая Советской властью конкретная работа по созданию демократической системы художественного образования, в том числе и на далеких окраинах России, составляла истинное содержание первых послереволюционных лет.
<<< Необходимость упразднения Академии художеств
Тяга широких народных масс >>>
<<<Оглавление>>>