Имея в виду это заявление, а затем и активнейшую деятельность многих из художников, его подписавших, по охране памятников, в музейном строительстве, в лекционной пропаганде искусства и в ряде других мероприятий, Е. В. Орановский в своих воспоминаниях отмечает: «Первое января 1918 года надо считать датой организованного участия художников-реалистов старшего поколения в советском строительстве».
На протяжении первых месяцев 1918 года работа Комиссии по охране памятников при Моссовете принимала все более и более широкий размах.
«Комиссия развернулась в сложную и деятельную организацию, в нее было делегировано двадцать два научных, художественных и архивных коллективов, а общее число сотрудников дошло до семидесяти человек...» - вспоминает Е. В. Орановский. И далее он сообщает: «Комиссия по охране памятников завязала сношения с провинциальными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, с земельными комитетами. Везде на местах мы находили живой отклик, во многих городах организовывались комиссии по охране памятников искусства и старины по типу московской. Являлись ходоки с просьбой взять под охрану имения с библиотеками или художественными ценностями, присылались требования о письменном содействии и о направлении воинской охраны... С каждым днем круг деятельности Комиссии делался все шире и шире. Пришли служащие Высшего Строгановского Центрального художественно-промышленного училища во главе с директором, художником Станиславом Владиславовичем Ноаковским. Пришла буйная рать учеников Школы живописи и ваяния, и отдел взял на себя руководство трудной и ответственной задачей реорганизации двух бурливших московских высших художественных учебных заведений.
<<< Комиссии по охране памятников искусства
Комиссии по охране памятников искусства >>>
<<<Оглавление>>>