Против революционных открыток

Не успели еще отгреметь исторические залпы «Авроры», возвестившие о рождении нового мира, как буквально в тот же день, 25 октября (7 ноября) 1917 года Петроградским Военно-революционным комитетом назначаются специальные комиссары по охране музеев, дворцов и всех других художественных сокровищ столицы - Г. С. Ятманов и Б. Д. Мандельбаум. Ими в те дни к этой работе были привлечены художники и искусствоведы, среди которых был такой крупный специалист, как Александр Николаевич Бенуа.

С первых же шагов новой, Советской власти и ее органов, в частности Народного Комиссариата просвещения, встала задача упорядочения дела охраны и популяризации художественных сокровищ, ставших народным достоянием. Необходимо было также определить пути и направления деятельности Советского государства в области искусства. Нужны были опытные, квалифицированные люди, которые могли бы помочь решению всех этих вопросов.

По различным источникам известно, что Советская власть и ее представитель- народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский - уже в самом начале своей работы принимали разнообразные меры для привлечения к сотрудничеству деятелей литературы и искусства. Но какой характер имели эти действия, какова была реакция на них тех или иных организаций и отдельных лиц, оставалось не совсем ясным. Не были полностью известны и тексты ряда важных документов. Так, например, 9 ноября 1917 года в декрете ВЦИК и СНК, об учреждении Государственной комиссии по просвещению, подписанном В. И. Лениным и А. В. Луначарским, отмечалось, что в состав этой Комиссии должен войти представитель «от Всероссийской организации художников (как только она возникнет)».


<<< Великий Октябрь и искусство

Специальные комиссары >>>

<<<Оглавление>>>