Среди них особого внимания заслуживают открытки, репродуцирующие рисунки художника-любителя В. В. Ризниченко, еще в 1902- 1903 годах помещавшего свои работы в приложениях к ленинской газете «Искра». Одна из открыток, экземпляр которой сохраняла вдова художника, привлекла к себе внимание уже в 1960-х годах.
Выразительная композиция с толстенной фигурой ведущего лицемерную проповедь попа, тонущие в бурных потоках его краснобайства люди, жалкая фигурка прячущегося за поповской спиной царя Николая II, плавающие в облаках верные охранители царского престола - жандарм, полицейский и казак - все это очень метко и остро характеризовало положение в самодержавной царской России. Но в противовес всему этому, в лучах восходящего солнца на революционную борьбу поднимаются народные массы. И во главе их - символическая женская фигура с поднятым мечом и знаменем, на котором надпись: «Геть з царатом, хай живе революція!» («Долой царизм, да здравствует революция!»).
Оформление оборотной, адресной стороны, как и события, с которыми связывались не только эта, но и другие открытки с рисунками В. В. Ризниченко, дают основания полагать, что они были выпущены в начале XX века, еще до революции 1905-1907 годов.
В это же время нелегальные революционные организации внутри России иногда пытались либо выпускать открытки, нарисованные от руки, на бланках почтовых карточек, либо использовать для этой же цели фотографию.
<<< Бурное время середины первого десятилетия XX века
<<<Оглавление>>>