Революция 1905-1907 годов нашла отражение в творчестве художников, работавших на национальных окраинах страны - в западных губерниях, на Украине, в Белоруссии и Молдавии, в Прибалтике и Закавказье, а также на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Так, например, большой популярностью на Украине пользовался выходивший в 1906 году в Киеве на украинском языке журнал «Шершень». В нем участвовали не только выдающиеся представители революционно-демократического направления украинской культуры - писатели Иван Франко и Леся Украинка, но и революционно настроенные художники - И. Бурячок, Ф. Красицкий, В. Ризниченко, А. Сластион, М. Яковлев.
На страницах «Шершня» впервые в истории украинского искусства находит место образ пролетария, а также революции, которую не могут задушить репрессии верных слуг царизма (рисунок И. Бурячка «Она воскреснет!» на обложке 13-го номера). Ярко показано в рисунках В. В. Ризниченко (Велентия) классовое расслоение в деревне, а художник Ф. Красицкий творчески использовал революционно-демократические традиции, идущие от Т. Г. Шевченко.
Видное место в политической сатире журналов Закавказья занимал живший в Тифлисе художник Оскар Шмерлинг, помещавший свои работы в изданиях на грузинском, армянском («Хатабала»), азербайджанском («Молла Насреддин») и русском языках. В то же время в журнале «Молла Ыасреддин» начинал свою деятельность выдающийся азербайджанский художник А. Азимзаде.
<<< Политическая графика журналов 1905-1907 годов
Из истории русской революционной открытки (1905-1907 гг.) >>>
<<<Оглавление>>>