Украшения новой жизни

Однако представители революционно-демократических кругов, например В. В. Стасов и И. Я. Гинцбург печатно откликнувшиеся на это заявление, ставили вопрос иначе. «То, что они (т. е. авторы заявления «Голос художников».- В. Ш.) исповедуют, легко исполнять при всяком режиме и при прежних условиях жизни», - писал И. Я. Гинцбург. И далее, говоря о расцвете свободных талантов, он утверждает, что надо, «чтобы условия жизни всего окружающего были благоприятные», «надо децентрализовать искусство, его демократизировать». Завершая свои мысли и обращаясь к авторам заявления, он писал: «Вы желаете распространить из академии по всей стране красоту, созданную по рецепту нам известных образцов. Нет, задачи будущего русского искусства более обширны и значительны. Искусство у нас разовьется шире и свободнее, чем на Западе, где традиции въелись в плоть и кровь и мешают свободному проявлению творчества».

В этой критике, проводившейся с последовательно-демократических позиций, было очень много справедливого, и потому вряд ли можно согласиться с А. А. Сидоровым и ссылающимся на него А. Н. Савиновым в том, что это заявление есть якобы «профессиональное высказывание художников, идущих навстречу жизни и революции». Действительно, некоторые из подписавшихся под заявлением «Голос художников» нелегкими путями, но все же шли навстречу жизни и революции, активно участвуя в сатирической журналистике 1905-1907 годов. Характерно в этом отношении письмо Е. Е. Лансере А. Н. Бенуа с настойчивым приглашением принять участие в журнале «Жупел», в котором согласился сотрудничать и А. М. Горький. «Я знаю,- писал Е. Е. Лансере,- у тебя глубокая антипатия к Горькому. И я не знаю, надолго ли мы сможем идти с ним заодно - но мне кажется, что это соединение нужно испытать, и испытать с открытым сердцем, потому что из этого может выйти очень значительное явление и совершенно новые комбинации».


<<< Четкие формы

Новые комбинации >>>

<<<Оглавление>>>