Отражение в творчестве художников

Отношение к А. М. Горькому, его творчеству, его общественной деятельности было в первые месяцы 1905 года той разграничительной линией, которая отделяла демократическую и социалистическую культуру от господствующей культуры помещиков, попов и буржуазии.

Но с развитием революции летом и осенью 1905 года, когда либеральная буржуазия, как писал В. И. Ленин, вынуждена была делать «шаг влево», отношение к А. М. Горькому со стороны буржуазно-либеральной интеллигенции стало заметно меняться. Его старались привлечь ко многим изданиям, в том числе и к выпуску некоторых сатирических журналов, ставших, особенно после манифеста 17 октября 1905 года, подлинно всенародной печатной трибуной.

Характерно, что один из инициаторов создания журнала «Жупел»- художник М. Добужинский, откровенно делясь со своими единомышленниками соображениями о целях привлечения Горького к сотрудничеству, писал: «Эта идея... пригласить Горького вначале показалась дикой (Сомов, Бенуа - Горький!). Но, по-видимому, из этого может получиться нечто и неожиданное. Конечно, важно имя, и именно такое- в нынешнее время».

Да, для либеральной интеллигенции лето и осень 1905 года были действительно напряженными и сложными. Приходилось не только открыто определять свою политическую и эстетическую позиции, но и в прямом смысле слова выбирать свое место на той или иной стороне уже начинавших сооружаться баррикад. Борьба двух культур в это время приобретала все более определенные, все более четкие формы.


<<< Значение в период революции 1905-1907 годов

Четкие формы >>>

<<<Оглавление>>>