Прежде всего это касается издававшегося Н. Г. Шебуевым журнала «Пулемет», который без достаточных оснований, ориентируясь только на отдельные рисунки, относили к пролетарским журналам, ставя его рядом с московским журналом «Жало», который действительно был связан с большевиками. Не замечая существенной разницы в идейно-художественном направлении между петербургскими журналами «Жупел» и «Адская почта» в целом, при общей и единой их оценке учитывали, главным образом, произведения художников. Но при оценке журналов, как таковых, этого явно недостаточно, тем более, что программная статья «Адской почты», как справедливо указывает исследовательница этого журнала, насыщена «ложным пафосом, туманной фразеологией мистического анархизма Г. И. Чулкова» и ничего общего не имеет «с задачами революционной сатиры».
Для методологической четкости оценок надо было бы указать, что идейное содержание тех или иных произведений журнальной политической графики, созданных в 1905-1907 годах, не всегда совпадало с общей идейно-общественной направленностью органов печати, в которых они публиковались.
Что же касается живописи, скульптуры и станковой графики, а также такого массового агитационного средства, каким были в рсволюцию 1905-1907 годов художественные открытки, то в этих областях нашими исследователями, вплоть до 1970-х годов, было сделано еще меньше.
<<< Два специальных исследования по политической графике эстонских журналов
Методологическая четкость оценок >>>
<<<Оглавление>>>