Таким образом, как анализ произведений Н. В. Орлова конца 1890 - начала 1900-х годов, так и высказывания самого художника по вопросу о возможности протеста позволяют утверждать, что оценка созданных им крестьянских образов как «безответных», «покорных», «смиренных», также как и заявления о том, что Орлов не увидел в русском крестьянстве «сил протеста», оказываются несостоятельными, ошибочными. Да и сам протест, во всяком случае в наиболее острых картинах, в таких как, например, «Христа ради», нельзя признать только моральным. В этом коренное отличие взглядов Орлова иа русское крестьянство от взглядов Л. Н. Толстого. Ы. В. Орлова сближает с Л. Н. Толстым «замечательно сильный, непосредственный и искренний протест» против общественного строя самодержавной России. Так же, как и Л. Н. Толстой, Н. В. Орлов (учитывая, конечно, величие художественного таланта первого и сравнительно скромный размер дарования второго) выражал, говоря словами В. И. Ленина, те идеи и те настроения, «которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России».
Орлов так же, как и Толстой, видел сам и показывал зрителям не только бесправие и угнетение крестьян, но и те горы ненависти, злобы и отчаянной решимости, которые, как писал В. И. Ленин, порождали проходящие через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции стремления «смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян...».
Анализ произведений Н. В. Орлова >>>
<<<Оглавление>>>