Более того, известно, что в 1906-1907 годах, разъезжая по деревням и селам, собирая там материалы для своих произведений, художник сталкивается с революционным движением крестьянства и сам принимает в нем участие. Его друзья, братья Лисицыны, за революционную работу были заключены в тюрьму, да и он сам находился на примете у властей. В конце 1907 года в одном из сел близ Ельца, где жил его дядя, выполняя этюды и зарисовки для картины «С войны», Н. В. Орлов пишет родным: «Народ здесь лучше, типы благодарные. Крестьяне все до одного «красные». Монархии не признают. Недалеко от моего дяди (чуть не рядом) они снимают хату и каждый вечер собираются,- называется «сборня». Я бываю каждый вечер (это тихонько от полиции). Сходы запрещены губернатором. Бываем мы с дядей вдвоем. Полюбили они меня очень. Здесь есть деревни, вошедшие между собой в союз, и по сигналу готовы выйти все».
Важнейшим вопросом, правильное решение которого может помочь верной оценке творчества Орлова, является определение того, содержится ли в картинах художника протест против угнетения крестьянства, видит ли живописец сам и показывает ли зрителям те силы, которые осуществляют этот протест в реальной жизни и, наконец, какой характер носит этот протест в произведениях художника?
Л. Н. Толстой в предисловии к альбому картин Орлова писал, что художник якобы показывает только «смиренный, трудовой, христианский, кроткий, терпеливый народ», что якобы и Л. Н. Толстой, и Н. В. Орлов любят в этом народе одно и то же - «его мужицкую, смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством душу, которая обещает так много тем, кто умеет понимать ее». С теми или иными вариациями эта толстовская трактовка русского народа в картинах II. В. Орлова воспроизводится и в большинстве работ наших искусствоведов. А что же мы видим в действительности? Возьмем, к примеру, одну из наиболее известных ранних картин Н. В. Орлова «Подати», которая поднимала один из самых острых животрепещущих вопросов жизни беднейшего крестьянства, вынужденного искать средства к существованию на стороне, уходить в отхожие промыслы, но, несмотря на это, все же по-прежнему остающегося неимущим.
<<< Глубокое негодование честного человеколюбивого художника
<<<Оглавление>>>