Имя Николая Васильевича Орлова (1863-1924) не принадлежит к ряду самых известных в русском искусстве конца XIX - начала XX века. Долгие годы о нем не было ни одной специальной работы, хотя некоторые сведения о его творчестве можно было найти и в справочнике Товарищества передвижных художественных выставок, и в воспоминаниях Я- Д. Минченкова и В. Н. Бакшеева, и в небольшой биографической заметке 2-го издания БСЭ, и в труде ныне покойной исследовательницы истории Товарищества передвижников Ф. С. Рогинской «Передвижники в 1900-1910-х годах», и, наконец, в вузовском учебнике «История русского искусства». В первой половине 1960-х годов в связи со столетием со дня рождения художника появились в журнале «Искусство» и в газете «Советская культура» две небольшие заметки о жизни и творчестве этого художника, написанные его зятем С. И. Софроновым, а затем в 1965 году в издательстве «Искусство» вышла и небольшая монография . Однако ряд произведений Н. В. Орлова, ныне ^находящихся в крупнейших музеях нашей страны - в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном музее Революции СССР, в Государственном Историческом музее, уже давно и заслуженно пользуются широкой популярностью.
Еще в дореволюционное время почти все основные работы художника были репродуцированы на открытках, а в самом конце 1909 года в издательстве Голике и Вильборг был выпущен в свет альбом картин Н. В. Орлова «Русские мужики», экземпляр которого с дарственной надписью художника хранится ныне в библиотеке Владимира Ильича Ленина в Кремле.
<<<Оглавление>>>