По отношению принятого здесь плана схематичного обзора крестьянского искусства, бытовая вышивка будет условно отнесена к области живописных проявлений этого творчества, ибо она, в значительной своей доле, может быть рассматриваема, как стихийное проявление красочных стремлений народного художественного вкуса. Но вместе с тем, с не меньшей долей основания, бытовая вышивка является одновременно и примером богатейшей культуры в этом искусстве ЛИНИИ, рисунка, крестьянской графики в ее своеобразном бытовом направлении и складе.
Коробья лубяная. Деталь росписи. Мотив всадника. Вологодская губерния
Объектом приложения вышивки в крестьянском быту являлось все многообразие одежд, главным образом женских, и ряд типичных предметов домашнего обихода-полотенца, простыни, платки, полавочники и пр. Некоторые из этих предметов, как полотенца и ширинки, особенно богаты вышивкой, так как, помимо своего практического назначения, они часто играли большую роль и в целом ряде разнообразных бытовых и религиозных обрядов. Все эти вышитые холсты всегда служили неизменным декоративным элементом общего убранства крестьянского жилища. Подзоры простынь и копны полотенец вносили свою звучную красочную ноту в общий стиль этого убранства. Игла в женских руках значительно раньше, чем кисть — в мужских, послужила в крестьянском искусстве техническим средством его колористических устремлений. Если последние отличаются примитивностью в древнем ряду памятников, где эффект сочетания красного и белого являлся, по-видимому, основным и господствующим, то в период более поздней жизни вышивки, который мы имеем возможность наблюдать в многотысячных памятниках, ее красочные богатства умножаются и развиваются до такой степени, что при исследовании крестьянского искусства может быть поставлен вполне основательный и законный вопрос: в. области росписи или в области вышивки наиболее богато и разносторонне выразились колористические дарования крестьянских художников?
<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 11.
Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 13. >>>
<<<Оглавление>>>