Любопытную и таинственную разновидность крестьянской расписной декорации, с типичным преобладанием графических элементов, представляет мезенская школа росписи, применяемая в народном искусстве к ограниченному кругу бытовых предметов (прялки, ковши, вальки, игрушки). В этой оригинальной декорации употребляется лишь одна краска (сиена), которой исполняются схематичные фигурные изображения (коней, оленей, птиц); эти орнаментальные изображения неизменно ритмического строя своеобразно сочетаются с штриховыми деталями, дополняющими их лаконические красочные обозначения, и богато развитой орнаментацией, каллиграфического характера, нанесенной пером. Орнамент, сохраняющий в своих элементах глубочайшие пережитки архаики греческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов, окрашенных в желтый цвет.
Мезенская каллиграфически-расписная декорация представляет своеобразную стилистическую страницу в области крестьянской иконографии. Помимо свойственных ей художественных качеств, эта роспись является ярким показателем тех подпочвенных слоев, на которых исторически слагались и сохранялись мотивы, уживавшиеся в своих новых перефразировках в совершенно чуждой им бытовой и культурной среде.
Игрушка-свистулька глиняная расписная. Вятская губерния
Полную противоположность тем видам росписи, которым выше даны общие характеристики, представляет нижегородская школа. Она сравнительно позднего происхождения, довольно значительного распространения, имеет широкий круг мотивов и представляет огромный интерес для изучения крестьянского живописного мастерства. В нижегородской школе росписи наблюдается коренное расхождение с выше отмеченным характером народного живописного искусства; она раскрывает новую значительную грань в развитии творческих способностей крестьянского живописца.
<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 7.
Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 9. >>>
<<<Оглавление>>>